Права пациента
Пациент - лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров.
Права пациента - это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.
Вопросы охраны здоровья граждан и организации здравоохранения прямо или косвенно отражены в статьях 2, 19, 20, 21, 37, 38, 39, 40, 42, 58 Конституции Российской Федерации.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР в 1991 г., также провозгласила, что каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.
Одной из важнейших статей законодательства РФ ФЗ № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее - Основы) является статья 19, в которой определены основные принципы охраны здоровья в России:
Каждый имеет право на медицинскую помощь.
5. Пациент имеет право на:
1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых
возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации
Далее, хотелось бы дополнить информацией с сайта Екатерины Салыгиной, где более подробно излагается материал по теме.
Выступая в качестве пациента, человек получает медицинскую помощь, то есть действия, имеющие своей целью восстановление или улучшение его здоровья.
1. Право на уважительное и гуманное отношение персонала.
Казалось бы, избитая фраза, в половине законодательства Российской Федерации говорится о праве человека на уважительное и гуманное обращение, однако до сих пор такая позиция отношения к любому человеку не стала для нас «библейской заповедью».
2. Право на выбор врача с учетом его согласия.
Законодатель не случайно заложил при реализации этого права пациентом возможность врача при определенных условиях отказаться от лечения пациента. Объясняется это достаточно просто: одной из особенностей медицинской услуги является то, что результат ее может быть достигнут только при взаимодействии сторон и доверительном отношении между ними – то, что сами врачи называют «терапевтическим сотрудничеством». Если же этого сотрудничества не возникло (не получилось установить), должен быть механизм и условия для смены лечащего врача.
В ноябре 1994 года на 4-ой конференции Ассоциации врачей России был принят документ «Этический кодекс российского врача». Понятно, что большинство клиник не входят в ассоциацию, но знать позицию врачебного сообщества по тем или иным вопросам иногда полезно. В частности, относительно права врача отказаться от работы с пациентом говорит статья 7 названного документа: врач имеет право отказаться от работы с пациентом:
- если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;
- данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача;
- врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.
При этом в обязательном порядке врач должен перепоручить (перенаправить) пациента другому специалисту.
Таким образом, право пациента на выбор врача не абсолютно.
При этом нужно помнить еще одну вещь: договор на оказание платных медицинских услуг, подписываемый с пациентом, носит публичный характер, то есть заключается с каждым, кто приходит в вашу клинику с просьбой о предоставлении медицинской услуги и готов ее оплатить.
3. Право на обследование и лечение в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Подтверждением для пациента того, что никакой опасности для его здоровья с точки зрения санитарии нет, является санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществление медицинской деятельности.
4. Право на проведение по просьбе пациента консилиума.
5. Право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе, иных сведений, полученных при обследовании и лечении пациента.
Режим сведений (то есть допустимые действия), составляющих врачебную тайну, определен в ст.13 ФЗ № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ № 323) По общему правилу разглашение врачебной тайны не допустимо (причем, заметьте – даже сведений о факте обращения за медицинской помощью). С разрешения пациента допускается передача сведений другим гражданам, а также в целях проведения исследований, опубликования научных статей. Закон уточняет, в какой форме должно быть выражено разрешение – клиника обязана взять письменное согласие на передачу данных третьим лицам(причем указать в документе конкретных лиц, которым могут передаваться сведения, составляющие врачебную тайну), а при передаче этих сведений обязательно спрашивать документ, удостоверяющий личность. Правила эти касаются частых ситуаций в медицинских центрах, когда родственники приходят забрать анализы пациентов, забрать их медицинские карты, выписки; когда предприятия хотят оплатить стоимость проведенного сотруднику лечения и просят предоставить документы о стоимости лечения; когда банки хотят предоставить кредит на лечение и т.д.
Исключением, то есть, ситуациями, когда сведения могут быть переданы без согласия пациента, являются:
1) проведение медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
5) в случаях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
6) в случаях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Замечу, что по сравнению с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 года перечень ситуаций, при которых возможно нарушение врачебной тайны и передача сведений, значительно расширен. В частности, решен спорный вопрос о том, нужно ли спрашивать согласие пациента на передачу его данных при проведении контроля качества медицинской помощи, как надзорными органами, так и страховыми организациями.
6. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
Информированное согласие – важнейшая гарантия прав пациента и интересов медицинского учреждения. Пациент ДО начала медицинского вмешательства имеет право знать о:
7. Право на отказ от медицинского вмешательства.
По общему правилу медицинская помощь может оказываться гражданам только с их согласия. Исключение составляют случаи наличия у человека заболеваний, представляющих опасность для окружающих лиц в соответствии с ФЗ от 2.07.1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», а также ситуации, когда принудительное медицинское лечение является санкцией за совершение преступления.
В первом случае воля человека имеет решающее значение: соответственно, человек может как дать свое согласие на лечение, так и отказаться от него.
Причем, отказаться в любой момент, на любом этапе лечения. Это его ПРАВО.
Обязанность клиник в этом случае – доступно рассказать о последствиях отказа, с тем, чтобы пациент сделал свой выбор осознанно.
8. Право на получение информации о своих правах и обязанностях, о состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана информация об их здоровье.
Право на получение информации о состоянии своего здоровья обсуждению не подлежит – «здоровье МОЕ и я хочу знать, что вы с ним собираетесь делать, и что вообще с ним происходит». Речь идет о том, что на приеме врач обязан донести до пациента суть возникшего заболевания, варианты его лечения, их последствия, а также последствия отказа от лечения, ну и уж постольку поскольку врач частной клиники является еще и продавцом своей услуги – стоимость всех вариантов лечения. Более того, все перечисленное должно быть зафиксировано в медицинской карте и информированном согласии на конкретный вид манипуляции, и лучше, если под этой информацией будет стоять подпись пациента.
9. Право на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи.
Здесь имеется ввиду ответственность клиники и конкретного врача в случае причинения вреда здоровью пациента. Проблеме ответственности за причинение вреда здоровью пациента посвящено достаточно много литературы, например: А.М.Балло, А.А.Балло. «Права пациентов и ответственность медицинских работников за причиненный вред», Э.П.Григонис, О.В.Леонтьев «Ответственность за преступления, совершаемые медицинскими работниками», А.А. Глашев «Медицинское право. Практическое руководство для юристов и медиков».
10. Право пациента получить медицинскую документацию, копию медицинской карты либо выписку из нее (выписной эпикриз).
До вступления в силу ФЗ № 323 весь советский и российский период существования медицины действовало неукоснительное правило: оригинал медицинской карты выдается только по запросу органов прокуратуры, милиции или судебных органов, пациенту же может быть выдана только копия медицинской карты либо выписка из нее. Процедура также в ранее действовавшем законодательстве не прописывалась, и мы вынуждены были обозначать ее в договорах с пациентом. В статье 22 действующего закона пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие здоровье медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Помимо того, что пациент теперь имеет право получить оригинал своей медицинской карты, появилось процедурное уточнение – по письменному запросу. Вся остальная процедура должна быть установлена федеральным органом исполнительной власти.
Последнее обновление: 25 июля 2024 г., 21:56